logo

Инна Волкова: опыт решения тяжелых ситуаций формирует в человеке особые качества характера

Просветительский проект «Жизнь без преград» РИА Новости – крупнейшая площадка о благотворительности в России, созданная на базе федерального агентства. Отличительными особенностями проекта являются качество и эксклюзивность материалов, глубокая аналитика, комплексный подход к информированию, тесное сотрудничество с представителями некоммерческих организаций при подготовке материалов к публикации.

«Жизнь без преград» способствует формированию культуры благотворительности, привлекает внимание общества к актуальным видимым, а также нишевым социальным проблемам, демонстрирует примеры их решения как некоммерческой организацией, так и конкретным человеком, предлагает истории личного опыта волонтеров, сотрудников НКО, людей, оказавшихся в тяжелой ситуации.

Корреспондент социального портала «Я-Человек» побеседовал с Инной Волковой – основателем и руководителем проекта «Жизнь без преград», магистром журналистики, магистром МВА (Master of Business Administration), экспертом в сфере благотворительности, и попросил рассказать о создании проекта, человеческих качествах, необходимых успешному руководителю, принципах формирования контента, способах взаимодействия и сотрудничества с некоммерческими организациями.

– Скажите, как родилась идея создания проекта «Жизнь без преград», и сложно ли было ее реализовать?

– Она рождалась долго и тяжело. Дело в том, что когда я пришла в РИА Новости в самом начале 2011 года, там уже действовал проект «Дети в беде». Он информационно помогал в сборе средств на лечение детей, страдающих от тяжелых заболеваний, освещал проблемы детской инвалидности, сиротства. В основе лежало взаимодействие с некоммерческими организациями. Проект надо было развивать: делать акцент на эксклюзивной информации, расширять круг тем и не работать только с детской проблематикой; более тесно сотрудничать с фондами и НКО, знакомить широкую аудиторию с их деятельностью, ведь многие люди, сталкиваясь с трудностями, просто не знают куда идти и к кому обратиться.

Важно было скоординировать подобные ситуации и привести их к единой информационной системе. Было написано несколько концепций, и, в конце концов, мы пришли к выводу, что проекту нельзя терять функцию средства массовой информации: нам необходимо постоянно находиться в информационном потоке, делать акценты на непростых и нишевых для широкой аудитории проблемах, знакомить с личными историями людей, оказавшихся в трудной ситуации, и проводить соответствующий инструктаж. Именно такой проект наиболее актуален и востребован, поэтому просветительство до сих является основной задачей «Жизни без преград».

– Какие навыки, полученные вами в журналистике, менеджменте, преподавании, наиболее востребованы в проекте?

– Думаю, все сразу. Я считаю, в основе работы в благотворительности и в СМИ должно лежать комплексное, масштабное видение рассматриваемого вопроса, понимание маркетинговых технологий и абсолютно четкое знание для чего мы что-либо делаем, что хотим этим сказать и какой целевой аудитории.

Например, менеджмент и преподавательский опыт помогают в консалтинге: примерно четверть моего рабочего времени уходит именно на него. Мне звонят представители фондов и спрашивают как лучше и интереснее преподнести инфоповод. Задаю им вопросы, по сути аудирую проект. Так формулируются и необходимый акцент материала, и цитата, и заголовок.

Не менее важно контентное планирование, понимание начала и окончания проекта, его стадий. Это уже проджект-менеджмент и управление новостью или материалом, которые также, на мой взгляд, могут восприниматься как мини-проекты.

– Какими основными принципами вы руководствуетесь, отбирая материалы для новостной ленты?

– В ленте проекта «Жизнь без преград» не только новости, но и экспертные колонки. Любой представитель общественной или некоммерческой организации может мне позвонить или написать, и мы договоримся о том, какая тема интересна нашей аудитории, какую информацию стоило бы извлечь из информационного вакуума. В таком тесном сотрудничестве и взаимодействии мы планируем расширенную заметку, анонс, интервью, цикл материалов, фотоленту, инфографику, материалы других жанров.

– Как вы считаете, какими человеческими качествами необходимо обладать, чтобы успешно руководить проектом, и в данном случае – просветительским проектом социальной направленности?

– По-моему, есть две категории людей. Первые ходят на работу за деньги, а вторые – за идею. В социальной и благотворительной сфере очень много тех, кто трудится за идею, и неважно, кем именно, — сотрудником фонда, специалистом пиар-службы или работником средств массовой информации.

Что касается качеств, лично мне помогает то, что я все пропускаю через себя, то есть эмпатия, обостренное чувство справедливости, понимание того, что как раз твоей «капли в море» может не хватить. Плюс познавательный драйв – узнавание чего-то нового – и желание дойти до самой сути, аналитичность. Ясно, что это тяжело, но именно такой подход позволяет как бы прожить ситуацию, проблему, все ее стадии, представить ее контекст – социально-экономический, бытовой, психологический и так далее, а потом уже разработать план ее освещения.

Люди не приходят в благотворительность просто так. Столкнувшись с непростой ситуацией, они смогли или не смогли найти пути ее решения. Именно этот опыт и формирует в человеке особые качества характера, которые позволяют ему работать в благотворительности. Далеко не каждый сможет трудиться в социальном проекте. Это совершенно иная степень мотивации, сопереживания, более глубокое и острое понимание ситуации, и активированный принцип «не навреди».

– Вы занимаетесь руководством, планированием, участвуете в публичных мероприятиях в качестве эксперта. Учитывая ваш немалый авторитет и опыт, вы наверняка могли бы дать несколько полезных советов тем журналистам, которые трудятся в социальной и благотворительной сфере?

– Знаете, мне сложно давать им советы, потому что журналисты – особая категория людей. Многие считают, что они циники, но на самом деле это не так. Среди них есть немало добрых, чутких, искренне сопереживающих людей. Поэтому я бы не советовала, а скорее, рекомендовала журналистскому и некоммерческому сообществу организовать службу психологической помощи сотрудникам СМИ. Тем, кто работает в социально-благотворительной сфере, очень тяжело даются некоторые материалы, в особенности личные истории людей. Все мысли, чувства, эмоции вначале нужно пропустить через себя, пережить, осмыслить и передать аудитории. Это очень непросто, и я не раз сталкивалась с тем, что многие коллеги просто отказывались брать в работу такие материалы. Не каждый сможет писать об этом каждый день, поэтому журналистам тоже необходима помощь, поддержка и возможность прийти в себя, избежав эмоционального выгорания.

– Расскажите, как проходят ваши будни. С кем вы взаимодействуете, какие рабочие вопросы занимают большую часть времени, на что приходится обращать особое внимание, возникают ли сложности и какого характера?

– Думаю, из того, что я рассказала ранее, все уже понятно. А если говорить о том, что занимает большую часть времени, то в основном это переписка. Получаешь пресс-релиз, оцениваешь, чего в нем не хватает, звонишь или пишешь представителю организации… Обратную связь можешь получить сразу, а можешь ждать неделями. Бывает, что в релизе вообще отсутствуют какие-либо контакты и имена координаторов. Если организация новая для меня, то включается поисковый аспект работы: мониторинг соцсетей, сайта проекта, проводится определенная экспертиза НКО, находятся контакты пиарщиков или ответственных за инфоповодлюдей.

– «Жизнь без преград» нередко выступает информационным партнером различных общественных мероприятий и инициатив. Какие преимущества дает проекту такая форма сотрудничества?

– Продвижение РИА Новости как социально ориентированного источника информации. Для меня важно, чтобы люди, которые видят на стендах или пресс-воллах логотип проекта «Жизнь без преград», понимали: у них есть точка входа на крупнейшем федеральном ресурсе. Это касается как сотрудников благотворительных и некоммерческих организаций, так и обычных граждан.

Кроме того, я действительно вижу результаты партнерства с НКО: если в 2011 году благотворительность освещалась только в контексте детской проблематики, то сейчас многие СМИ начали разрабатывать и вопросы помощи людям 18+. А проект «Жизнь без преград» был первым, кто вынес эту тему в отдельную рубрику.

Считаю, что люди «благосферы» – это новаторы, своего рода авангард общества. Благодаря своей каждодневной работе, брейнстормингу по решению проблем в конкретном случае, они становятся носителями знаний, которыми не владеют не только большинство людей, но даже и специалисты.

– Могут ли благотворительный фонд или общественная организация предложить проекту «Жизнь без преград» свою новость, и если да, каким требованиям она должна соответствовать?

– Комплексность и еще раз комплексность. Каждая новость должна отвечать именно этому требованию, независимо от того, поднимает ли она старую проблему или обращает внимание на новую. Например, вы благотворительный фонд, и пишете мне как незнакомому человеку, который ничего о вас не знает. Если вы говорите об актуальной проблеме, то приведите статистику, чтобы сразу ввести меня в курс дела и погрузить в контекст события. Кроме того, будьте готовы к тому, что у меня могут возникнуть уточняющие вопросы, если я не найду в вашей фактуре комплексности.

Проходит немало событий, в которых участвуют лишь две заинтересованные стороны. Происходит «междусобойчик», в то время как новость обязательно нужно расширять – вводить мнения экспертов, представителей органов государственной власти, бизнеса. Новость не должна быть, к примеру, только диалогом родительского сообщества и некоммерческих организаций. В идеале необходимо, чтобы проблема представлялась системно, с введением в нее всех заинтересованных сторон.

– Сотрудничает ли проект «Жизнь без преград» с общественными, социальными и благотворительными организациями на постоянной основе? Насколько сложно стать таким партнером и что для этого нужно сделать?

– Постоянная основа в партнерских отношениях зависит от многих составляющих. Она предполагает, что в некоммерческих организациях нет кадровой текучки, и взаимодействие с информационным партнером осуществляет один и тот же пиар-менеджер. Если он по каким-либо причинам уходит, его контакты и база средств массовой информации должны быть переданы преемнику. К сожалению, в благотворительной сфере такая схема работает не всегда. Это одна из причин, почему зачастую не получается сотрудничать на постоянной основе. Во-вторых, партнерство предполагает тесное общение журналиста и специалиста пиар-службы. Но НКО заняты своей текущей работой, и взаимодействие со СМИ не входит в список приоритетных задач.

НКО должны активно рассказывать о своей миссионерской работе. Подход организации к информированию о своей деятельности и решаемых проблемах не может быть таким, как у частного лица, мол, я не расскажу о том, что сделал доброе дело, потому что неудобно, нескромно и так далее. Да и возможности сарафанного радио в наше информационное время довольно ограничены.

Сложность еще и в том, что, как я говорила ранее, в благотворительной сфере многие люди трудятся за идею. Это очень креативная и эмоционально неоднородная работа. Стратегическое информационное планирование редко встречается в некоммерческих организациях. Вот и получается, что один следует плану, а другой срывает дедлайны. Ни в коем случае не хочу кого-то обидеть, но постоянно призываю к более тесной работе с журналистами. Просто позвонить или написать письмо, если что-то непонятно и требует дополнительных уточнений. Материалы становятся более действенными, когда созданы совместными усилиями.

– …А вы лично участвуете в благотворительных акциях?

– Конечно. Невозможно же, пропуская через себя, оставаться в стороне чисто по-человечески. Информационные потоки стекаются к тебе, и ты волен выбирать наиболее интересный проект. Например, читаешь релиз и дух захватывает от креативности и полезности акции, хочешь сам в ней поучаствовать. В начале декабря такой акцией для меня стал Арт-парад «Ёлки-2015» фонда «Подсолнух». Известные дизайнеры создавали свои елки для детей, встречающих Новый год в московских больницах, там, где нельзя ставить живые деревья. Моя текстильная – «Ёлка Круглый Новый Год» – поехала к подопечным фонда в РДКБ. Я с огромным удовольствием разработала концепцию этого проекта и реализовала его.

– Какие новые инициативы и направления планируете в ближайшее время?

– Есть намеченные направления, мы открыты для новых идей и сотрудничества. Давайте работать вместе!

 

Шипилов Тимофей
Фото: iamhuman.ru, снимки из личного архива Инны Волковой